Учителей словесности от Калининграда до Хабаровска встретили в летней школе Ясной Поляны

Пока дети отдыхают на каникулах, некоторые учителя садятся за парты. В Ясной Поляне прошла Летняя школа для учителей литературы. Это уже третья встреча педагогов-словесников и сотрудников музея в поисках новых смыслов и методических решений. Тему продолжит София Гафарова.

В среднем около месяца в старших классах отводится на изучение «Войны и мира» Льва Толстого. Как преподавать такое масштабное по объему и по смыслу произведение, и как увлечь современную молодежь другими великими работами классика? Именно здесь, в Ясной Поляне на эти вопросы и попытались ответить учителя литературы со всей страны.  

Это почти три десятка словесников от Калининграда до Хабаровска, которые предварительно прошли конкурсный отбор. И что важно, большинство из них – молодые специалисты. Почему все они решили в этом участвовать, в голос отвечают – для них Толстой начинается с Ясной Поляны. Поэтому между занятиями не спеша прогуливались по усадьбе, впитывая особую атмосферу. А потом, одухотворенные, возвращались к извечным вопросам преподавания классики ученикам.

Елена Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета:

«Они не хотят слушать от нас какую-то интерпретацию, которая им надоела, они хотят установить свои личные отношения с писателем, они хотят найти смысл».

И за основу идут принципы педагогики самого писателя и педагога Толстого – чему учат детей, должно быть понятно и занимательно. А для этого надо знать дальше станиц книг и учебников. Так Фекла Толстая раскрыла мир рукописей писателя. Как он придумывал название романа Анна Каренина, как подбирал имена героям, как сам себя редактировал.

Фекла считает, что и за месяц можно изучить «Войну и мир». Опять же по Толстому: урок должен быть соразмерен силам ученика. Например, в помощь ее проект «Живые страницы», как новый способ преподнесения классики в формате digital.

Фёкла Толстая, главный редактор сайта tolstoy.ru, куратор проекта Tolstoy Digital:

«Мы положили весь роман на карту России и Европы, можно читать вот так – а что происходило в Петербурге, а что происходило в Москве, которую Толстой так подробно описывает».

Большой акцент был сделан на практическую работу: обсуждение идей в группах и с модератором, круглые столы. Так же участники создавали свои проектные работы.

Люция Валеева, учитель русского языка и литературы (Татарстан):

«Сказывается эффект присутствия. Здесь мы были, и когда будем вспоминать об этом на своих уроках, наши глаза загорятся и мы сможем таким образом зажечь сердца и наших учеников».

Но какие бы методы и приёмы учитель не использовал на уроках литературы в изучении Толстого, главное чтобы это было не назиданием, а в удовольствие.

София Гафарова, Алексей Чачвадзе

Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2021-07-30