В хозяйствах региона и деревенских подворьях идет заготовка сена. Сейчас погода как раз благоволит сушке травы. Жаркая пора сенокоса – и в Ясной Поляне.
В Ясной Поляне всегда ждали праздника урожая. Начинался он в июле с сенокоса, ведь в усадьбе был большой скотный двор. В один ряд с косарями вставал и сам Лев Николаевич. «Кошу траву с мужиками по целым дням и не могу вам описать счастье, которое я при этом испытываю», – писал Толстой. И упоминал о лугах и сенокосе в своих произведениях. Яснополянские традиции чтут и по сей день, заготавливая с 50 гектаров по 75 тонн сена. Труд колоссальный, поэтому на выручку пришел давний друг и социальный партер «Ясной Поляны» компания «Щекиноазот». Массовый десант высадился на участке, называемом пашней.
«Они соберут тонн 10. Этого хватит на месяц кормления лошадей. Так бы мы убирали несколько дней, а с таким количеством людей уберём часа за полтора», – рассказал заведующий мемориально-природным комплексом музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владислав Воронцов.
Сенокос XXI века – это ни кос, ни вил, а процесс автоматизированный. Для облегчения труда две роторные косилки подарил усадьбе «Щекиноазот». Поэтому помощникам осталось собрать аккуратные спрессованные тюки сена. Команда из 40 человек бойко собирала и забрасывала их в кузов.
По словам сотрудника капитального строительства компании «Щекиноазот» Николая Максимова, «ноша не тянет – это легко. Настроение хорошее, рад, что собрались всем коллективом».
Многие годы компания помогает усадьбе сохранить экологическую среду. Сотрудники посадили более 10 тысяч деревьев, помогают с благоустройством, ремонтами. «Щекиноазот» снова и снова подтверждает следование принципам устойчивого развития, оказывая помощь краю, сохраняя его жемчужины.
«В рамках Яснополянского соглашения оказывается регулярная ежегодная финансовая помощь, которая направляется на восстановление музейных зданий, закупку зеленых насаждений, на ландшафт, на дороги», – сообщил заместитель генерального директора по социальным вопросам компании «Щекиноазот» Дмитрий Коженкин.
Традиции Толстых сохраняются. «Ясная Поляна» продолжает оставаться живой и неизменной.
София Гафарова