В Одоеве пройдёт пятый фестиваль «Сказки Деда Филимона»

В Одоеве пройдёт пятый фестиваль «Сказки Деда Филимона»

В программе -продажа живописных работ и открыток «В Одоев за вдохновением!», написанных по мотивам традиционной глиняной филимоновской игрушки и достопримечательностям Одоевского края.

А ещё мастер-классы по лепке глиняной игрушки «Птица счастья», работа Ярмарки мастеров и выставки: «Музей забытой музыки», «Гармони деда Филимона». Соревнование по лепке глиняной свистульки на скорость. Фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона» проводится в Одоеве с 2013 года. Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику. Кроме глиняных изделий на выставках и ярмарках гости фестиваля могут увидеть и купить кружева, национальные костюмы, сладости по старинным рецептам. А ещё узнать историю филимоновской игрушки-свистульки.

Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур – например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские – кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры – петуха или гуся. Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Свистульки делали из мягкой нежирной глины – синики, которую так называли из-за темно-синего цвета. Ее запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной. Готовые фигурки обжигали в специальной печи – горне. После обжига глина меняла цвет на розовато-белый. До середины XIX века филимоновские игрушки не расписывали. Затем появились анилиновые красители: их разводили яичным белком или желтком, затем разрисовывали готовое изделие яркими узорами и сушили. Такая краска быстро выцветала, и к 1870-м годам мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получалось более стойким.

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета – желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный – тепло и красоту, зеленый – весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» – создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

Алексей Еремин

Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2021-04-14