Тулякам предлагают посмотреть на «Автономный пейзаж»

Тулякам предлагают посмотреть на «Автономный пейзаж»

работ Армена Аганесова «Автономный пейзаж» открылась в Доме Белявского. Её составляют графические произведения, созданные в 2020-2021 годах – с начала самоизоляции минувшей весной и до весны наступившей.

Часть рисунков из экспозиции прямо отсылает к реалиям замкнутого существования семьи художника в одном из дачных посёлков Тульской области с марта прошлого года. Но, как подчёркивает сам автор, эта выставка – вовсе не о пандемии, масках, коллективном страхе или карантинном вакууме. Самоизоляция стала для него только поводом остановиться в социальном забеге, пересмотреть и переоценить сделанное и, пользуясь паузой, создать новое. Может быть, принципиально новое. На этом фоне особым образом раскрывается мотив автономии, заявленный в названии выставки.

Во-первых, речь идёт об автономном существовании художника в любой период его биографии – он всегда живёт иначе. Во-вторых, автономия художника – это ещё и свобода от привычных типов трансляции зримого: например, шаблонов, навязанных нам всесильной и повсеместно торжествующей фотографией, искусством, тесно связанным с механической фиксацией. В главных работах выставки Армен Аганесов словно вступает в сознательное противоборство с эстетикой «высокой детализации», говорится на сайте ТИАМ.

Художник сводит изображение широких, как правило, загородных, пространств до той графической основы, которая недоступна привычным нам снимкам. Он игнорирует большинство деталей – перед нами только ритмы линий и баланс базовых объёмов. Известно, что настоящий художник изображает не дерево или ветку, но то, как эти дерево или ветка растут. Этот генезис зримого – демонстративный, чаще всего предъявленный во вьющихся и петляющих элементах рисунка, как бы нарочито показывающих движение руки – и отличает графику Аганесова от одномоментной фиксации, доступной фотоаппарату. При этом художник отказывается от изощренных ракурсов, которые любят многие современные фотографы – как правило, он выбирает фронтальную, практически документальную композицию, делая ставку как раз на «графическое движение» внутри.

В итоге работы Армена типологичны, легко выстраиваются в строгую последовательность и всякий раз предъявляют зрителю авторскую и только авторскую оптику. Поэтому выставка в Тульском историко-архитектурном музее – по сути, приглашение в автономную реальность, на внутреннюю территорию Армена Аганесова, где действуют смежные с нашими, но всё-таки иные законы восприятия и его трансляции, так пишут о выставке её организаторы.

Алексей Ерёмин

Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2021-03-24