Есть что посмотреть – значит, есть что и украсть. В коллекции много уникальных экспонатов. И если мраморный бюст тяжеловат, то почему бы не снять со стены картину говорят, сейчас так можно. Но, как оказалось, в Тульском областном художественном музее картины крепятся на стальные тросы, фиксированные зажимами. Просто так снять невозможно.
Министр культуры Мединский приказал проверить все музеи России. В Туле готовы принять дополнительные меры безопасности. Например, Поставить ограждение и усилить видеонаблюдение. Но главное не это.
«Нужно все самые ценные картины подключить к системе сигнализации», – говорит первый заместитель генерального директора объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина.
В списке дорогих сердцу и просто дорогих – Айвазовский, Шишкин, Серов, Кустодиев, серия «Времена года» Бассано – эти картины когда-то были на сигнализации, и конечно русский авангард. Не будем называть вслух цены на Малевича. Сколько может стоить такая сигнализация, в музее не знают, но готовы посчитать. А сейчас надежда на смотрителей и охрану.
Как рассказала главный хранитель ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» Наталья Кузнецова, «…в настоящее время если кто-либо начнет снимать картину со стены, смотритель должен нажать кнопку. Сигнал поступает в частное охранное предприятие «Арсенал» после чего выезжает группа быстрого реагирования».
В зале никого нет, смотритель отвлекся, и кажется, можно незаметно унести экспонат. Однако злоумышленник в любом случае попадает под прицел камер видеонаблюдения. Андрей Конев до работы здесь искусством не интересовался. Сейчас знает экспонаты – наизусть, а посетителей – видит насквозь. Знает, за кем стоит присмотреть на входе и на выходе.
Музей оружия – федеральный, и охраны здесь больше. Он и сам как крепость. Крепкое стекло и звуковые датчики, по четыре хранителя на зал и 124 видеокамеры на здании, они не имеют мертвых зон. Второй рубеж охраны – Росгвардия. В музее и попыток кражи не припомнят.
Тем временем в художественном музее ждут из Москвы картину Куинджи «На Валааме» и обсуждают празднование юбилея – музею исполняется 100 лет. Есть договоренность получить из Третьяковской галереи на выставку 26 картин кисти Боровиковского, Рокотова и других портретистов. А теперь, по требованию Третьяковки, нужно увеличить страховку картин и подключить шедевры к сигнализации. Как это сделать – вопрос открытый.
Мария Кузнецова