Корреспондент тульских «Вестей» узнала, что связывает Тулу и Самару

Корреспонденты тульских «Вестей» ежедневно наматывают десятки и сотни километров, чтобы подготовить интересные и актуальные репортажи. Вот еще один пример. Надежда Долгих отправилась в Самару и уже сейчас готова рассказать, что связывает Тулу и этот город на Волге.

Жигули – это не пиво. И даже не автомобиль, это горы. Самарцам практически каждый день приходится объяснять это туристам. Вот они, смотрят друг на друга. Еще одной визитной карточкой города является могучая Волга. Эстетическим преступлением будет приехать в Самару и не побывать на живописной набережной протяженностью более 4 км.

Однако мало кто знает, что Тулу и город на Волге роднит нечто большее, чем туристическая привлекательность. В 1941 году тульские оружейники были эвакуированы подальше от линии фронта в город Куйбышев.

Тульские станкостроители должны были наладить здесь производство важнейшего оружия времен войны – это авиационный пулемет ШКАС и советский станковый крупнокалиберный пулемет ДШК, который называли милым прозвищем «Душка», однако у него были совсем не милые характеристики. Для этого тульским оружейникам пришлось преодолеть путь длиной в тысячу километров – из Тулы в Самару.

Однако впереди их ждали еще большие испытания. Здесь, в Самаре (Куйбышеве) они должны были объединиться с другими заводами, которые были эвакуированы сюда – это предприятия из города Артемовска, который сейчас находится в Донецкой области, и из города Коврова. Здесь, на этом предприятии они должны были производить авиационные пулеметы ШКАС, как я уже сказала, для самолетов ИЛ-2 – это самый массовый самолет за все время авиации. 32 тысячи штук за годы войны вышло с конвейера города Куйбышева, и на каждом из них стоял тульский пулемет.

Александр Репинецкий, краевед:

«Когда читаешь воспоминания, в том числе работников завода «Металлист», туляков, то о чем они всегда пишут – о голоде, он постоянно преследовал их и постоянно хотелось есть. Палатки, землянки, громадные территории – это фактически территории одного из подразделений ГУЛАГа, Безымянлага. Ситуация достигла такой критической точки, что рабочих даже стали размещать в тех бараках, где жили заключенные. Заключенных уплотняли, туда селили рабочих. И если в годы войны самая минимальная норма, приходившаяся на одного человека, была снижена до двух квадратных метров, то в Куйбышеве это практически никто не выдерживал, она составляла от 1,5 м до 40 см. Представляете, какая скученность – 40 см на 1 человека».

Владимир Шеин, начальник техбюро службы главного технолога предприятия города Самары:

«Народ работал 24 часа в сутки в буквальном смысле, это правда. Люди менялись, один человек ложился у станка, другой вставал и дальше делал. Задача была простая – этими ШКАСами обеспечить штурмовики ИЛ-2».

По следам тульских оружейников мы и отправились в Самару. Ну а те, кто так и не смог поехать на морское побережье, могут покорить город на Волге так же, как это некогда сделали их земляки.

Надежда Долгих, Олег Антонов

Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2020-08-20