Под Венёвом поисковики извлекают ушедший в землю бомбардировщик

Маленькая поляна в берёзовом лесу – сверху место падения самолёта выглядит именно так, но насколько масштабна и сложна стоящая перед поисковиками задача, понимаешь как раз с земли. Чтобы доставить к месту тяжёлую технику, необходимо было сделать просеку протяжённостью несколько десятков метров и лишь потом начать сложнейшие раскопки на глубине.

В котловане людям и строительной технике приходится работать очень близко, бок о бок, не только раскапывая двигатели советского самолёта ДБ-3А, но и, по сути, расследуя обстоятельства авиакатастрофы 79-летней давности.

«Падал он вертикально вниз. Наверное, под прямым углом к земле,- рассказывает поисковик отряда «Тульский искатель» Павел Рытенко. – Предполагалось углубиться где-то на 2-2,5 метра, а сейчас мы уже на 5 метрах и продолжаем углубляться, так как здесь на глубине ещё есть часть двигателя».

Самолёт ДБ-3 относился к дальним бомбардировщикам – это зашифровано в названии. Экипаж состоял из четырёх человек. На вооружении Советской армии эти самолёты стояли с 1936-го по 1947 год. Всего было выпущено порядка полутора тысяч таких машин.

Все полномасштабные действия основных сил поисковиков в лесах, на местах боёв времен Великой Отечественной, что, кстати, роднит искателей и военных, неизменно предваряет одиночная разведка. И именно разведчики в этом случае и наткнулись на уникальную находку.

Такие опытные поисковики как Сергей Зюбенко ошибаются редко. Находку, служившую для защиты экипажа, предстоит отмыть. Это именно он тот разведчик, который обнаружил здесь самолёт.

«Бабушка из деревни рассказала, что там падал самолёт. Мы нашли его буквально за полдня, – вспоминает поисковик отряда «Тульский искатель» Сергей Зюбенко. – К сожалению, в 41-ом году эти самолёты использовались не по назначению, а отправлялись на штурмовки без сопровождения, поэтому потери были частые при таких вылетах».

Поисковикам очень повезло – состояние останков отличное, сохранилась даже заводская краска произведенного более 80 лет назад движка, читаются отдельные надписи и номера на комплектующих. А значит, можно установить и личности экипажа, что, пожалуй, самое ценное.

«Этот самолет с вероятностью 99 процентов управлялся лейтенантом Рыдным. По архивам идёт Рыдный или Ридный, но всё остальное совпадает. Четыре человека было, старшему – 28, младшему 21 год. Черниговская область, Луганск, Ижевск», – рассказал Сергей Зюбенко.

Такие находки для Тульской области редки, но всё же не беспрецедентны. В 2018-ом году под Плавском были обнаружены останки аналогичного бомбардировщика, детали этого, найденного под Венёвом, станут экспонатами музеев. На данный момент поисковикам «Тульского искателя» приблизительно известны места падения ещё нескольких самолетов времен войны.

Виталий Моторин

Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2020-08-10