Успенский собор Тульского кремля переживает второе рождение

Реставрация Успенского собора Тульского кремля идет полным ходом. Святыня 18-го века – одна из немногих сохранившихся в России до наших дней. Когда уникальный объект предстанет перед взором туляков и гостей города – наш эксклюзивный материал.

Один из самых величественных в Туле, лицо кремля и сердце областной столицы. Успенский собор по праву входит в число главных достопримечательностей Тульского кремля. Храм, возведенный в стиле русского барокко, расписанный в технике темперной клеевой живописи, поражает своим декоративным оформлением. Имя зодчего – автора проекта собора – до сих пор неизвестно. В отличие от живописцев – их имена легко читаемы на фреске. Успенский собор расписывали 36 ярославских мастеров, работавших в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Над стенописью они трудились два года подряд после постройки. Живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. Поразительно, что собор, к тому же холодный – здание не отапливаемое – сохранил до наших дней все великолепие живописи 18 века.

После революции собор закрыли и даже хотели сделать из него атеистический музей, но властные руки так и не дошли до создания экспозиции. Святыня так и стояла закрытой, пока в 60-х годах собор не признали памятником союзного значения и не начали восстанавливать. После знакового 2014-го – когда была восстановлена колокольня – наступил 20-й, ставший годом начала реставрации Успенского собора.

Наталья Матвеева, руководитель проекта по реставрации

«Внутри храма глобальные работы идут по живописи и уникальный иконостас в районе 500 квадратных метров, который тоже находится на реставрации».

Сейчас над восстановлением роскошной ярославской росписи трудится московская реставрационная мастерская, выигравшая конкурс. На начальном этапе привлечено 25 человек. Работают на 14-ярусных лесах.

Кирилл Филатов, художник-реставратор монументальной живописи высшей квалификации:

«Наша задача на этот год – уйти от аварийной ситуации. Долгие годы собор находился на семи ветрах, большие выломы штукатурки на сводах, огромное количество аварийных шелушений красочного слоя. Можно сказать смело, что мы сохранили все, как было».

Одновременно идет работа над созданием икон для собора. После реставрации он будет действующим. Иконы 18 века, сейчас хранящиеся в областном художественном музее, также вернутся в святыню. Правда, не оригиналы, а их списки. Над созданием уже трудятся в тульской мастерской.

Владимир Снытин, художник-реставратор, иконописец, руководитель творческой мастерской «Иконографика»:

«Копии выполняются в технике мастера, полностью повторяют все технологии. Также у нас работа разными цветными вареными красками.  Есть небольшие индивидуальные производства, которые делают эти пигменты, добывают их, перетирают».

Величественная роспись Успенского собора, поражающая в том числе множественность деталей – даже на высоте, куда прихожанин явно не поднимется, мастера старались изобразить как можно больше смысловых элементов – предстанет перед взором туляков и гостей города уже в следующем году.

Татьяна Смирнова, Алексей Чачвадзе

Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2020-08-07