Экономика

Налоговые уведомления в Тульской области: что изменилось и как рассчитать НДФЛ

Жителям Тульской области начали приходить налоговые уведомления. Многие удивились появлению нового пункта в извещениях — НДФЛ. Это ключевое нововведение. Впервые туляки ощутят на своём бюджете результаты запущенной в прошлом году пятиступенчатой прогрессивной шкалы, которая охватывает и доходы по вкладам. Все волнующие вопросы мы зададим сегодня заместителю руководителя УФНС России по Тульской области Марку Антонову.

Марк Геннадьевич, давайте начнём с азов. Что такое НДФЛ? Почему он стал появляться в платёжках? Ведь у большинства туляков, как и у всех россиян, НДФЛ удерживает работодатель в размере 13% или выше.

Хотелось бы сразу обозначить, что НДФЛ — или налог на доходы физических лиц — и раздел сводного налогового уведомления, посвящённый этому налогу, не является новинкой. То есть, как и в прошлые годы, в осеннюю кампанию, наряду с имущественными налогами — транспортным, земельным и налогом на имущество, — налоговые органы направляют сводное налоговое уведомление за 30 дней до наступления срока уплаты 1 декабря в адрес налогоплательщиков.

И здесь следует отметить, что этот раздел, так же как и в предыдущие годы, производит исчисление налога с процентов по банковским вкладам, НДФЛ, не удержанный налоговым агентом, и НДФЛ, который поступает в налоговые органы по сведениям организаторов азартных игр. И также прогрессивный НДФЛ.

То, о чём вы говорите, изменения — это новая форма уведомления и, так сказать, визуализация расчёта, которая претерпела изменения. То есть мы начисляем налог за 2025 год, а с 1 января 2025 года действует пятиступенчатая шкала налогообложения. Именно с этим связано то, что визуальная форма налогового уведомления претерпела эти изменения.

Но к пятиступенчатой шкале чуть-чуть попозже. Откуда вообще ФНС узнаёт о доходах россиян?

Да, вся информация аккумулируется налоговыми органами, и источником информации являются налоговые агенты — работодатели, букмекеры, брокеры, — а также сведения, которые налогоплательщики сами предоставляют. То есть у нас есть ряд доходов, которые плательщики декларируют сами. Например, доходы от сдачи имущества в аренду, от продажи, дарения недвижимости.

Обязаны это делать?

Обязаны это делать. Соответственно, эта информация также является источником для исчисления налогов. Наконец, сведения регистрирующих органов о совершённых сделках. Вся эта информация аккумулируется в налоговых органах и участвует в расчёте налога.

И теперь давайте поподробнее поговорим про пятиступенчатую шкалу налогообложения. Что она обозначает и почему теперь большее количество людей получило НДФЛ в своих платёжках в этом году?

В целом по нашей аналитике и в целом по стране, из всех лиц, кому будут направлены налоговые уведомления, раздел НДФЛ будет направлен только 7% граждан. Поэтому сказать о том, что это подавляющее большинство получателей уведомлений, не совсем корректно. Действительно, прогрессивная шкала налогообложения подразумевает применение разных ставок к разным видам доходов.

И, соответственно, теперь выделяется первая группа доходов — это заработная плата, вознаграждение, а также доходы от сдачи имущества в аренду. По этим видам доходов применяется пятиступенчатая шкала налогообложения, то есть при достижении определённых лимитов: до 2,4 млн руб. — это 13%; от 2,4 до 5 млн — 15%; от 5 до 20 млн — 18%; от 20 до 50 млн — 20%; и свыше 50 млн — 22%.

И здесь ключевой момент, что прогрессивная ставка применяется именно к превышению суммы. Соответственно, визуально её также можно увидеть, и вообще полный расчёт совокупного дохода можно увидеть в сводном налоговом уведомлении. Вторая группа доходов — это пассивные доходы, так называемые. Это как раз сведения о процентах, полученных по вкладам в банках, доходы, связанные с продажей имущества, полученного в натуральной форме, в части дарения.

И также доходы, полученные в рамках операций с ценными бумагами. Это вторая группа доходов, и к ней применяется двухступенчатая шкала: то есть до доходов 2,4 млн — 13%, с превышением 2,4 млн — 15%. И здесь тоже важно отметить, что внутри групп доходы суммируются, но между группами они не пересекаются.

То есть, если доход человека в год превысил 2,4 млн рублей, то работодатель будет применять к нему не 13%-ную ставку, а 15%-ную, если я правильно понимаю? А в каком случае человек сам должен будет уплатить НДФЛ, а за него это не делает работодатель?

Вы верно отметили, да. То есть, если гражданин получил доход у одного работодателя, например, 2,8 млн руб., с 2,4 млн агент удержит по ставке 13%, с превышения 400 тыс. удержит по ставке 15%. Но зачастую бывают случаи, что у людей несколько источников доходов. И предлагаю на примере рассмотреть, как будет визуально и какую сумму налогоплательщик получит в уведомлении.

Например, представим ситуацию, что он имеет два источника дохода. У одного агента он получил 2 млн руб…

Агент — это работодатель?

Да. У одного агента он получил 2 млн руб., соответственно, исчисленная сумма налога по ставке 13%, так как она находится до предела 2,4 млн, составляет 260 000. И, например, второй агент — доход 1 млн руб. То есть, соответственно, исчисленная сумма налога агентом составит 130 000 ₽. В совокупности это 390 000 ₽ удержанного налога. Далее налоговые органы получают информацию от агентов.

И, соответственно, суммируют. Получается, что общий доход гражданина составляет 3 млн руб. В таком случае мы понимаем, что действует уже прогрессивная ставка: то есть доходы до 2,4 млн будут исчисляться по ставке 13% — это 312 000 ₽, а с превышения, соответственно, 600 000 ₽ будет по ставке 15% — это 90 000 ₽. И расчётный НДФЛ, который исчислит налоговый орган, — это 402 000 ₽.

А сумма, которая предъявляется в уведомлении, — это разница между расчётным исчисленным налогом и удержанным. То есть 402 000 минус 390 000. Налогоплательщик в уведомлении увидит налог на сумму 12 000 ₽.

За всем этим следит ФНС. То есть ни один, ни другой работодатель, по сути, не может узнать, какой доход на другой работе у человека.

Вы правы. То есть работодатели не нарушают законодательство, не опираясь на данные, допустим, другого налогового агента. Они исчисляют именно из тех доходов, которые выплачивают только они.

Скольким жителям Тульской области будет начислен НДФЛ и об этом они узнают в уведомлениях?

В целом, если говорить о числе плательщиков, которым направлено налоговое уведомление, в Тульской области это 590 000 уведомлений, и, соответственно, доля налогоплательщиков с разделом НДФЛ составляет порядка 7%.

Если речь идёт о вкладах, как можно рассчитать свою сумму НДФЛ и перепроверить, так сказать, ФНС, чтобы не было ошибки?

В целом в налоговом уведомлении как раз в этом году представлена детализация источников доходов. И непосредственно указываются те банки и те суммы доходов, полученных с процентов по вкладам и депозитам, которые участвуют в процессе исчисления налога. Соответственно, вообще сам алгоритм действий таков: есть необлагаемый лимит. Это производная 1 млн руб., умноженная на максимальную ключевую ставку Центрального банка, действующую на начало каждого месяца отчётного года.

В 2025 году — а начисление налога производится за 2025 год — соответственно, максимальная ставка была 21%, поэтому необлагаемая сумма — 210 000 ₽. Если налогоплательщик по всем своим вкладам получил доход, например, 190 000 ₽, его доход не участвует в налогообложении, так как он находится ниже лимита. Смоделируем ситуацию. Плательщик получил проценты по вкладам в размере 250 000 ₽. Соответственно, 210 000 — это необлагаемая сумма, с превышением, то есть 40 000 ₽, облагается по ставке 13% — это 5 200 ₽. Если, например, у плательщика также имеются доходы от продажи имущества, это вторая группа доходов, действует двухступенчатая шкала. То есть при достижении 2,4 млн руб. ставка будет исчисляться в размере 15%, и это 6 000 ₽.

В каком виде в этом году приходят уведомления гражданам?

В этом году значимое изменение: с 1 августа отправка уведомлений производится в подавляющем большинстве случаев в электронном виде. В первую очередь это пользователи портала госуслуг. Им уведомления приходят соответственно через портал. И также на портале можно произвести уплату налога. Напомню, что это пользователи, которые имеют авторизованную учётную запись.

Также сохраняется для пользователей личного кабинета отправление уведомлений через сервис «Личный кабинет налогоплательщика — физического лица». И наконец, лица, которые не подключены ни к госуслугам, ни к сервисам ФНС России, уведомления будут приходить заказными письмами с уведомлениями. На текущий момент рассылка налоговых уведомлений завершается.

Когда человек впервые видит свой НДФЛ на госуслугах, первая мысль: «Ну, наверное, это какая-то ошибка». Ошибки возможны. И как вот поговорить с человеком, если сложно понимаются расчёты, если у человека действительно возникают трудности с тем, чтобы высчитать свой НДФЛ за прошлый год, куда можно отправиться?

Действует телефон горячей линии Федеральной налоговой службы: 8-800-222-22-22. Также можно обратиться через личный кабинет налогоплательщика с обращением, можно посетить любой офис налогового органа и, в принципе, получить информацию по тому вопросу, который интересует налогоплательщика.

А какие традиционные налоги также должны будут заплатить туляки в этом году? И самое главное: до какого числа в этом году нужно уплатить налоги?

Как и прежде, срок уплаты и налога на доходы физических лиц, и имущественных налогов, которые включаются в налоговое уведомление, — это 1 декабря. Соответственно, при наступлении этого срока, в случае если платёж не будет произведён, начиная с 1 декабря будут начисляться пени на общую сумму задолженности, которая будет отражаться в сальдо единого налогового счёта.

Поэтому всех налогоплательщиков призываем обратиться к сервисам госуслуг, личного кабинета, соответственно, проверить начисления и своевременно исполнить обязанность. В случае если есть какие-то вопросы, всегда готовы подсказать и готовы принять налогоплательщиков, у которых есть те или иные вопросы.

Спасибо вам большое за разъяснения.

Поделиться

Последние публикации

За сутки туляки потеряли почти 680 тысяч рублей из-за мошенников

За минувшие сутки в полицию обратились шестеро жителей региона с заявлениями о мошенничестве. Пострадали люди от 27 до 70 лет,…

11:29 08.10.2026

Дмитрий Миляев подписал соглашения с пятью предприятиями о поддержке социальных предпринимателей

В четверг, 8 октября, на IV Межрегиональном слете социальных предпринимателей «Объединиться нельзя конкурировать» правительство Тульской области подпишет соглашения о взаимодействии…

11:20 08.10.2026

В Туле стартовал IV Межрегиональный слет социальных предпринимателей

В четверг, 8 октября, в творческом индустриальном кластере «Октава» стартовал IV Межрегиональный слет социальных предпринимателей «Объединиться нельзя конкурировать». 

11:02 08.10.2026

Тульское предприятие загрязняло реку Любашевку

Тульская природоохранная прокуратура проверила ООО «Черкизово-мясные продукты» вместе со специалистами контролирующих органов.

10:56 08.10.2026

Полицейские раскрыли кражу 1,3 миллиона рублей со счета погибшего участника СВО

Сотрудники Главного управления уголовного розыска МВД России вместе с коллегами из УУР УМВД по Тульской области раскрыли хищение более 1,3…

10:54 08.10.2026

Прокуратура направила в суд дело о мошенничестве на 120 миллионов рублей

Прокуратура Тульской области направила в суд уголовное дело о покушении на мошенничество в особо крупном размере.

10:36 08.10.2026