В этих предметах ценно не только то, что они ровесники Алексея Михайловича, царевны Софьи. Около двухсот уникальных предметов представлены на выставке “Новодевичий монастырь. История и легенды”. И об истории, и о легендах в студии тульских ВЕСТЕЙ поговорим с заместителем генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе Мариной Чистяковой.
Давайте начнем с легенд. С истории и легенд. Новодевичий монастырь, с одной стороны царский, с другой стороны, монастырь опальных жен, как его называют. Какие легенды на выставке отражены в тех или иных экспонатах?
Знаете все дело в том, что чем древнее история, тем по логике меньше доказательная база и тем больше такого присутствия легендарного начала в каких-то отдельных сюжетах, предметах. Когда вы будете смотреть выставку, я надеюсь, так подробно, вы можете прочитать такие слова “по преданию эта икона принадлежала такому-то представителю царской семьи”, “по преданию это было передано в Новодевичий монастырь”.
Поэтому, конечно, мы должны с вами понимать, что, во-первых, эти вещи уникальны еще и тем, что время XVI века, не так много от него осталось.
Тем глубже мы погружаемся в глубину веков, тем меньше у нас каких-то фактических оснований что-то утверждать беспрекословно. И здесь, конечно, есть определенный такой баланс.
Вы совершенно правильно заметили, что этот монастырь овеян совершенно особой историей, у него было всегда с самого начала его основания великим князем Василием III статуса придворного, которому всегда уделяло особое внимание центральная, причём и светская, духовная власть, то, соответственно, отсюда и те насильницы, которые населяли, наполняли этот монастырь, и связанные с ними события, так или иначе, которые в разных степенях, в разных историях были за их спиной.
Поэтому, конечно, Новодевичий монастырь, особенно XVI-XVII век, это совершенно особая история, которая, как в капле воды отразилась история страны.
Потому что люди, которые строили этот монастырь, которые делали вклады, которые его населяли, это всё-таки элита. Элита боярской верхушки, царской верхушки и так далее.
С какими историческими персоналиями связаны предметы? Ведь их около двух сотен, да?
Если быть точным, 161 предмет мы привезли сюда, в наш филиал, улицу Металлистов, 10. И, сразу забегая немножечко вперед, хочу сказать, что выставка, посвященная 500-летию, создания Новодевичьего монастыря была ведь и в Историческом музее в нашем здании на Красной площади, но это другая выставка здесь в Туле, это другой дизайн,
это немножечко другой подбор материалов, подбора вещей.
На мой взгляд, это хорошо, потому что люди, которые посмотрели уже нашу выставку там в центре Москвы, я имею в виду, на Красной площади, им будет полезно здесь
ее посмотреть, потому что совершенно по-другому смотрятся вещи в другом дизайне.
Это очень любопытно. Я вот сегодня с утра как раз там была и с большим
интересом посмотрела, как немножечко по-другому построена эта выставка, очень любопытно, очень интересно.
Но ведь это не только дизайнерские решения, может быть, смысловые какие-то акценты?
Безусловно.
Тогда в чем?
Если мы по хронологии, во-первых, знаковые вещи, самые лучшие вещи, это ядро тех
самых вкладов и наиболее ярко отражающих какие-то вехи истории России.
Поясните слово «вклад». Это что в данном случае значит?
Вклад – это дар. Кстати, отсюда и особое финансовое благосостояние такого рода монастырей, как Новодевичий.
Потому что вклады могли быть земельные. И монастырь владел, безусловно.
Это был один из самых богатых монастырей в период как раз XVI-XVII века.
Это вклады, которые можно увидеть на этой выставке, потому что отдельный зал посвящен Ризнице Новодевичьего монастыря, где содержались и хранились испокон веков лучшие вкладные иконы. Можно прочитать, кому. Повторяю, это элита боярской верхушки царской семьи.
Это вклады Бориса Федоровича Годунова, Ирины Федоровны Годунова, Романовы.
Особенно, конечно, в этом плане надо отметить знаменитую царевну Софью Алексеевну, которая душу вложила в этот монастырь, потому что тот вид монастыря, который мы сейчас с вами можем наблюдать, это, конечно, 80-е годы XVII века, и это построено благодаря царевне Софье, для которой этот монастырь был особо любимым.
И там были и денежные вклады, на которые был построен этот чудо-монастырь, который сейчас напоминает такой вид сказочного города.
Опять же, не случайно, потому что к этому времени, к 80-м годам XVII века, он утратил свою функцию как крепость. И он мог быть вот так вот изукрашен над этими роскошными
башнями-корунами, которые перекликаются с кутафьей башней московского Кремля.
Вот эта вся архитектура – это царевна Софья.
И поэтому то, что мы с вами можем увидеть на выставке, ее вкладные вещи в монастырь – это драгоценные кадила, потиры.
Мы можем увидеть очень интересные вещи из ее келейного обихода.
И, конечно, особое внимание так можно уделить такому явлению, как надгробный иконостас, потому что царевна Софья до конца своих дней жила в Новодевичьем монастыре. Перед смертью в 1704 году она приняла иноческий сан.
И вот под именем схимонахини Сусанны она похоронена в центральном
четверике Смоленского собора.
И вот на ее надгробии как раз стоял тот самый надгробный иконостас,
составленный из ее келейных икон, который сейчас вы можете увидеть на выставке.
Если чуть-чуть дальше, очень интересная такая страничка на этой выставке посвящена такой-то очень интересной и неоднозначной фигуре, как Евдокия Федоровна Лопухина,
первую жену Петра Великого, она имела сложную судьбу, она имела жительство в Покровском монастыре в Суздале, потом у нее очень сложно было из Шлиссербурга, она побывала, где только не побывала, и в последние годы, когда уже на престоле оказался ее внук Петр II, он свою царственную бабушку разрешил переместить в Новодевичий монастырь, где она в последние годы своей жизни жила довольно комфортно, у нее был свой штат, прислуги.
Она жила в Лопухинских палатах, которые и сохранили это историческое название, потому что там была ее келейная часть, ее резиденция.
И она похоронена тоже в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. И тоже над ее надгробием был установлен надгробный иконостас, который сейчас можно увидеть на выставке.
Вы можете просто посмотреть, какого класса эти иконы. Это, в основном, мастера оружия и палаты Московского Кремля.
Помимо совершенно замечательной живописи и иконописи, конечно, привлекают внимание оклады. Оклады с точки зрения техники работы с металлом, с драгоценными камнями, сочетания этих цветов – синие сапфиры, зеленые изумруды,
красные рубины на фоне жемчугов и так далее.
Это очень характерные вещи, которые тоже характерны для своей эпохи. Это говорит, опять же, о определенном статусе монастыря, о его возможностях.
Масса всего. Есть образцы шитья, потому что в Новодевичьем монастыре существовали знаменитые златошвейные мастерские, где монахини сами работали, где они занимались вышиванием, низанием жемчуга, строили, как тогда говорили, церковные облачения.
Эти облачения тоже можно увидеть. И так далее, масса всего интересного.
Правда ли, что впервые эти экспонаты в таком количестве покидают пределы столицы и отправляются куда бы то ни было? И тут вот первая остановка – Тула.
Ну, не совсем. Были у нас, но просто, может быть, не в таком составе. Возили мы вот эти вещи, потому что музей в Новодевичьем монастыре существовал до 2010 года,
А как известно, исторический музей имеет очень обширную и очень насыщенную выставочную программу, но там в большей степени, когда мы возили, был акцент на иконописные памятники.
А вот так вот в целом, чтобы показать историю монастыря и живопись, и шитье, и прикладное, и иконы, конечно же, наверное, в таком совершенно замечательном составе, наверное, вы правы.
На самом деле очень уместно, что именно в самый разгар туристического сезона такая крупная выставка посетила Тулу и наверняка большое количество гостей столицы нашей оружейной ее посетит. Сколько по времени она будет у нас гостить?
Выставка будет работать до 29 сентября, и поэтому мы очень надеемся, что вот все туристы и не только конечно жители города, но и туристы, которые сейчас, я знаю, все больше и больше посещают Тулу, тем более, что школьники и студенты свободны, у них каникулы, они как-то придут на выставку и проникнут в этой замечательной совершенно историей одного из самых, пожалуй, центральных и любопытных, с точки зрения
таких различных поворотов истории Московского Новодевичьего монастыря.
Алина Фурсенко

