Не доводи до предела – предупреждают врачи. Для тех, кто не в ладу с собой, при областной психиатрической больнице работает кризисный центр. Оттуда – специальный репортаж Марии Кузнецовой.
Сегодня она с радостью берет в руки гитару. А год назад, на первом курсе Яна вдруг перестала себя узнавать:
«Сначала всё было хорошо и у меня было хорошее настроение, а потом резко, как щелчок, и вообще ничего не хочется. Я начала замечать, что у меня мысли сбивались, я путала буквы в мыслях и это не контролировалось. Стало сложнее учиться».
Друзья отправили Яну в кризисный центр. Здесь назначили лечение – лекарства психотерапию.
– Ну как ты себя чувствуешь, расскажи?
– Уже лучше. Ощущение, как будто я впервые лет за пять почувствовала себя счастливой. Главное, что я больше не лежу в состоянии ничегонеделания и невозможности чем-либо заниматься. У меня есть дела, которые приносят мне удовольствие.
Дима тоже студент, учиться на веб-дизайнера приходится дома. В 12 лет обнаружили опухоль в голове. После сложного лечения болезнь отступила, но осталась эпилепсия.
«Некоторые друзья узнали, что я заболел, перестали общаться», – говорит Дмитрий.
Чтобы преодолеть неуверенность в себе, Дима пришел в центр на тренинги. Говорит, что это еще один шаг на пути к здоровью:
«Я познакомился с новыми людьми, мне понравилось общаться, сама атмосфера. Если у тебя появилась проблема – её надо решать. Психиатры – это люди, которые могут помочь тем, кто заблудился в себе, можно так сказать».
В кризисный центр чаще приходит молодежь – не потому, что у нее больше проблем. Просто не боится слова “психотерапия”.
Татьяна Дандыкина, заведующая отделением “Кризисный центр” Тульской областной психиатрической больницы № 1 имени Н. П. Каменева:
«Останавливает страх, что его поставят на учёт и дальше будут огромные ограничения. Сразу всех спешу, не знаю, разочаровать, расстроить – никакого учета нет, если человек не страдает стойкими, выраженными психическими расстройствами, требующими контроля и наблюдения, то есть инвалидность второй группы. С гриппом же никто никого не ставит на учёт».
В кризисном центр лечат пограничные состояния, которые могут случиться с каждым.
Лев Лосев, главный врач Тульской областной психиатрической больницы № 1 имени Н. П. Каменева:
«Кто-то ушёл из близких, да? Возникает тоска, снижается настроение, ухудшается сон, мир становится безрадостным, на работе тоже не очень хочется работать. Естественно, это уже первые симптомы того, что человеку нужно помочь».
Татьяна Дандыкина, заведующая отделением “Кризисный центр” Тульской областной психиатрической больницы № 1 имени Н. П. Каменева:
«Типичный пациент: здравствуйте, доктор, я плохо сплю, или я что-то ничего не хочу делать, нет у меня никакого желания, и сил у меня ни на что не хватает. Дальше мы начинаем разговаривать – когда это началось, из-за чего это началось, что предшествовало и, естественно, мы уже дальше доходим до той сути, которая привела к тому состоянию, которое вызвало у человека дискомфорт. И чаще всего, с чем приходят люди и с чем потом от нас уходят, осознав и поняв, в чём проблема, является лечебный процесс, иногда достаточно одной беседы».
В кризисный центр можно прийти или позвонить по телефону доверия 8-800-700-65-86. Принимают и взрослых, и детей. Работают по разным методикам, в том числе арт-терапии. Обратиться можно с любым душевным разладом. Ведь порой даже осенняя погода выбивает из колеи.
Иногда мы смотрим на мир словно сквозь мутное стекло: ничего не радует, ничего не хочется, ни на что нет сил. Психотерапевты советуют не ждать, когда само пройдет, а обратиться за помощью к ним. И взгляд на мир прояснится.
Мария Кузнецова, Андрей Куничкин, Алексей Петрушин