Часто люди чувствуют себя весной плохо, потому что ждут перемен, которые не происходят. Обновление природы они сравнивают со своей жизнью и подводят некие итоги. На эту тему мы поговорили с клиническим психологом Майей Андрияничевой.
– Почему люди хотят перемен, но при этом их боятся, и фактически ничего для этого не делают?
– После зимы организм истощен, мы получаем меньше солнца, меньше витаминов, которые могут нам помочь чувствовать себя лучше. Плюс в весенний период бывает уже какой-то накопленный опыт, человек депрессивно видит какие-то вещи, а это говорит о том, что он просто устал, достаточно долгое время живет в таком перенапряжении.
– А все-таки если люди хотят меняться, почему они этого не делают?
– Нам всегда хочется отдать бразды правления кому угодно, только не себе. То есть кто-то должен прийти и поменять то, что с нами происходит. Нам кажется, что всегда нужно ждать какого-то определенного момента, чтобы начать что-то делать. На самом деле это не так, и все мы просто боимся. Мы хотим перемен, называем что-то судьбой, считая что-то неизбежным. Мы ждем, что должно происходить что-то в нашей жизни, и когда этого не происходит, человек начинает чувствовать себя достаточно некомфортно. В случае, если не получается самостоятельно понять, с чего начать, я рекомендую обращаться к специалистам.
У нас работает закон гомеостаза, это когда все стабильно, предсказуемо и ожидаемо. Это может быть не всегда желанно, но это некая такая знакомая история, она дает нам чувство безопасности. А если говорить о переменах в жизни, нужна будет адаптация и дополнительные какие-то ресурсы.
Человеку очень важно действительно проанализировать, из чего сейчас состоит жизнь, и какие возможные изменения могут быть для того, чтобы поэтапно идти к желаемой цели и изменить то, что хочется.
– Это что называется выйти из пресловутой зоны комфорта?
– Нас пугает неопределенность, но нужно понимать, что мы живем в неопределенности. Мы не можем предсказать, что будет дальше. Для человека любые перемены: и положительные, и отрицательные, всегда тесно будут связаны со стрессом. Потому что изменения являются некой неопределенностью, и люди не хотят выходить из так называемой “зоны комфорта”.
Для изменений нужны силы, а если энергии нет, то человек на это не решается. Ему проще оставить все стабильно и по плану. Если брать личные отношения, люди продолжают оправдывать своего мужа или супругу за то, что он или она его обесценивает. Нет в семье близкого контакта между супругами, и соответственно, пары остаются в этих отношениях и дальше.
Поэтому если закон гомеостаза не дает комфорта, несмотря на удобство, это будет вести к эмоциональному перенапряжению.
Когда мы не испытаем того комфорта, которого ждем, ничего не поменяет ни одно из времен года. Часто люди боятся рисковать, если ранее они получится какой-то не очень позитивный опыт. Им кажется, что будет еще хуже, чем сейчас.
Поэтому можно сделать выбор, в краткосрочном состоянии решится на перемены или остаться в долгосрочном негативном периоде недовольства собой.
Важно посмотреть, что дальше на жизненном горизонте может быть. Часто человек использует такие когнитивные искажения, как катастрофизация, и соответственно, ему кажется, что в будущем будет еще хуже, чем сейчас.
Как не откладывать жизнь и свои мечты на потом?
– Если говорить о глубинных убеждениях о себе, о том, что достоинство, которое у нас есть, не так активно, зато свои недостатки человек знает и перебирает. Ему кажется,
что такой желанной жизни достойны только какие-то идеальные люди. И начинает откладывать свою жизнь на потом: потом похудею, потом познакомлюсь с каким-то молодым человеком, пройду еще 10 курсов повышения квалификации и только потом буду ходить на собеседование.Вот тут, понимая в каком направлении мы хотим двигаться вперед, надо запастись в хорошем смысле терпением и понимать, что мы все не сможем контролировать, будут разные этапы взлета и падения, и это будет абсолютно нормально.
– Влияет ли на наше поведение опыт родительской семьи?
Это очень сильно влияет и часто. Наша детско-родительская история и семья, и социум, в котором мы выросли, тоже очень сильно закладывают установки. Проецируется некая модель реагирования, если родители боялись перемен, если они не меняли работу по двадцать-тридцать лет, но при этом этого хотели, то и уже взрослые дети будут испытывать подобные ощущения на реальность.
Фактически человек не может дальше какие-то вещи выстраивать, ему кажется, что сейчас нужно позаботиться обо всех, а потом очередь дойдет и до меня. Когда вырастут дети, я смогу подумать, что будет со мной происходить дальше. Или я отработаю на этом месте пять лет, и потом смогу подумать, что можно сделать, чтобы мне стало лучше.
Поэтому в первую очередь важно понять, чего на самом деле хочет человек. И вот эта четко сформулированная задача требует поэтапной реализации для достижения результата.
Алина Свитова