Тульские производители готовы заполнить полки магазинов не только области, но и всей России, и даже других стран. Предприниматели активно выходят на экспорт. А какую поддержку в этом им оказывает правительство региона, узнавал Никита Юрков.
Уже прошло то время, когда чайный гриб был обитателем бабушкиных кухонь. Сейчас эта культура «прописалась» на крупных производствах. Да и название стало более солидным – «комбуча».
Вот и в Туле её выращивают на протяжении почти 3 лет. Всё по старинке – гриб поселяют на чайной заварке. Только объёмы намного больше – в месяц здесь получают почти 100 тысяч бутылок газированного напитка. А главное, что производство почти безотходное: чайный гриб – это практически бессмертная культура.
Сергей Домарев – технолог производства комбучи:
«Он очень неприхотлив в росте, ему нужна только комнатная температура и светлое помещение. В таком случае он будет просто увеличиваться в толщину, можно отщипнуть кусок и пересадить в другие ёмкости».
Причём выращивают комбучу не только на чайной заварке, но и на травяных сборах, например, на чабреце, лаванде и даже саган дайля. Готовый продукт получают примерно за 8-12 дней.
Продукция тульской компании – комбуча, чаи и травяные сборы представлены в мартекплейсах и магазинах области. А совсем скоро производитель представит и новинку – шампанское. Естественно, безалкогольное. На этом компания не намерена останавливаться. В планах – увеличивать объёмы производства, выходить на экспорт. И первые шаги уже сделаны.
Владимир Миллер – сооснователь компании по производству комбучи:
«Мы участвовали в крупнейшей выставке производителей продуктов «Прод Экспо 2023», порядка 350 покупателей оставили нам свои контакты. И мы уверены, что вместе с областью мы и дальше мы будем растить продажи».
Попасть на выставку удалось благодаря содействию областного Центра поддержки экспорта, которое осуществляется в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Всего в этом году участие в Прод Экспо приняли 11 тульских производителей.
Дарья Медведева – руководитель Центра поддержки экспорта Тульской области:
«Какие расходы мы берём на себя на этой выставке? Это аренда стенда, застройка, техническое и лингвистическое сопровождение по переговорам, регистрационные взносы и доставка образцов до места выставки».
При поддержке центра тульские предприниматели участвуют и в других международных выставках, таких как Агропрод или ГалФуд. А это – ещё больше возможностей найти потенциальных партнёров и покупателей.
Никита Юрков