4 февраля исполняется 192 года со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова. Несмотря на признанный статус классика, исследований о нём практически не было.
Но тулякам Лесков, особенно дорог, ведь именно он прославил мастеров-оружейников в своём «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе», увидевшем свет в 1881 году в журнале «Русь».
«Он подарил нам символ региональной идентичности. – Говорит доцент кафедры русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого Вероника Абрамова. – Левшу он придумал. В предисловии к первому изданию Лесков отмечал, что эту историю он услышал у старого оружейника тульского выходца. И все думают, что писатель просто записал фольклорный текст, обработал его литературно. Год спустя Лесков признался, что история и главного героя он выдумал».
Сам Лесков не раз подчёркивал, что Левша – это собирательный образ, не имеющий реального прототипа. Но большинство историков всё же уверенны в том, что мастер прославивший Тулу и её оружейников – существовал в реальной жизни.
Алексей Сурнин, как и его литературный герой – в 1785 году по приказу князя Потемкина был отправлен «для совершенствования в мастерстве» в Англию. Алексей Сурнин был определён на стажировку, на мануфактуру Генри Нока – известного в те времена конструктора и создателя нового оружия.
«Сурнин учился даже не столько оружейному мастерству, сколько украшению ружей. – Говорит Вероника Абрамова. – Он в этом искусстве преуспел, вернулся замечательным мастером. Организовал производство».
Удивительная история… Туляки подковали миниатюрную блоху, которую в Лондоне за миллион рублей серебром выкупил российский император Александр Первый. Левша сделал самую виртуозную работу: выковал крохотные гвоздики, которыми прибил подковку к её лапкам. Набожный пьяница, умелец с золотыми руками – это всё о нём. Сегодня в Туле есть улица Лескова, а ещё памятники Левше и той самой блохе. Про оружейных дел мастера сняли даже супергеройский мультфильм.
В своих рассказах Николай Лесков всегда восхищался широтой русской души. Эта тема как раз и нашла отражение в его «Левше».
Алексей Ерёмин