Как вернуть товар ненадлежащего качества? Что является недостатком продукции? В каике сроки можно вернуть деньги? Об этом рассказали специалисты Роспотребнадзора.
Если вам продали товар ненадлежащего качества, вы можете потребовать устранения недостатков, замены товара или возврата средств. Но есть нюансы.
Недостатком товара является:
- его несоответствие обязательным требованиям предусмотренным законом;
- либо несоответствие условиям договора.
При их отсутствии или неполноте указанного выше:
- несоответствие требованиям, обычно предъявляемым к таким товарам;
- либо целям, для которых они обычно используются;
- либо целям, о которых потребитель поставил в известность продавца или исполнителя при заключении договора.
При продаже товара по образцу или по описанию недостатком считается также его несоответствие этому образцу или описанию.
Далее, существует понятие существенного недостатка. Это дефект, который нельзя устранить вообще, либо на это потребуются несоразмерные цене товара затраты средств и времени, или который выявляется вновь после его устранения.
Права потребителя зависят от того, когда был выявлен недостаток:
- в течение гарантийного срока или срока годности;
- после их истечения, но в пределах двух лет владения;
- после двух лет, но в пределах срока службы;
- после истечения срока службы.
Если недостатки выявлены в течение гарантийного срока, покупатель имеет право потребовать:
- заменить этот товар на новый той же марки, модели или артикула.
- заменить его на аналогичный новый товар другой марки, модели или артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены.
(На исполнение этих требований продавцу дается 7 дней. Если продавцу нужно время для проверки товара, то этот срок увеличивается до 20 дней, и всё это время (в течение 3-ёх суток с момента требования) продавец обязан предоставить в безвозмездное пользование товар с теми же потребительскими свойствами за свой счёт).
- уменьшить цену на товар, соразмерно выявленным недостаткам покупную, и вернуть разницу в течение 10 дней.
- безвозмездно устранить недостатки в оговоренный в письменной форме срок, который не должен превышать 45 дней (в этом случае продавец также обязан предоставить в безвозмездное пользование аналог товара на весь период), либо в течение 10 дней возместить расходы на их исправление потребителем или нанятым им третьим лицом.
- возвратить уплаченную за товар сумму. На это продавцу дается 10 дней, а товар необходимо вернуть.
Требования N 1 и 4 потребитель вправе предъявить не только продавцу или его представителю, но и изготовителю или его представителю, а также импортеру.
Однако, если продавец докажет, что недостатки были выявлены по вине покупателя после получения товара, то он может избежать ответственности.
Если гарантийный срок не был установлен или недостаток выявился после его истечения (но в пределах двух лет), покупатель может потребовать возмещения средств, но только если докажет, что недостатки были у товара до его передачи.
И даже по истечении двух лет покупатель может предъявить некоторые требования (опять же, если докажет, что недостаток возник не по его вине), но до окончания его срока службы. Если этот срок не указан изготовителем – то до истечения 10-ти лет. Здесь можно потребовать только безвозмездного устранения недостатков и только от изготовителя, его представителя или импортера. Если недостатки неустранимы, или требование не выполнено через 20 дней, можно требовать замены или возврата средств.
Однако, есть такая категория товаров как «технически сложные». В них входят например смартфоны и компьютерная техника. Потребовать их замены или возврата можно только в течение 15 дней со дня передачи. После этого срока это можно сделать только в том случае, если недостаток является существенным, или если нарушены установленные законом предельные сроки устранения недостатков. Или если недостатки были устранены неоднократно, но потребитель не мог использовать товар в течение 30 дней по назначению (и гарантийный срок не истёк).
Крупногабаритный товар или товар весом более 5-ти килограммов, в случае ремонта, замены или возврата, продавец должен транспортировать за свой счёт.
Существуют также специальные права потребителя:
- на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушения его прав.
- на компенсацию морального вреда, т.е. своих физических и нравственных страданий, причиненных вследствие нарушения его законных прав.
- на возмещение убытков, причиненных ему вследствие нарушения его прав.
- на самостоятельную защиту своих прав, в том числе в судах.
- на выбор места подачи иска и на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Взаимоотношения сторон по договору купли-продажи регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей» и другими подзаконными актами, утвержденными постановлениями Правительства РФ. Всё вышеуказанное обязывает продавца передать потребителю товар надлежащего качества и предусматривает его имущественную ответственность за недостатки товара.
Вести-Тула