Жители Ефремова стали инициаторами открытия музея авиаконструктора Мясищева

Имя Владимира Мясищева за пределами авиаконструкторского дела известно немногим, а ведь его малая родина – Ефремов. Именно в этом доме он жил до 18 лет, и именно в нем открылся первый в России музей, посвящённый его судьбе.

А она была непроста. 1920-й – поступление в Императорское московское техническое училище, ныне Бауманка. Все 6 лет во время студенчества Мясищев работал, жил бедно. В Центральном аэрогидродинамическом институте он прошёл путь от чертежника до начальника конструкторского отдела. А затем – командировка через железный занавес в Америку.

Как рассказала хранитель фондов Ефремовского краеведческого музея Анна Мотлох, «советским правительством была закуплена лицензия на фирмы «Дуглас». Мясищеву было поручено перевести документацию в нашу метрическую систему. Этот самолет у нас выпускался под маркой Ли. Мясищев был репрессирован».

С этого началось безвременье и череда его разработок, названных по именам других авиаконструкторов. Бомбардировщик ПЕ-2 – коллеги Петляева. Мясищев изменил конструкцию до неузнаваемости, и ПЕ-2 стал самым массовым бомбардировщиком во время войны, но название так и не поменяли.

«Это фрагмент редуктора самолета ПЕ-2 и фрагмент лопасти, попали они к нам из Калужской области», – рассказывает Анна Мотлох.

А еще личные вещи, воспоминания, чертежи и фото: каждая комната – новый этап жизни авиаконструктора. А в книге отзывов уже есть первая запись!

«Это тот классический пример, как правильно создавался музей. – Отметила министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. – Это инициатива ефремовцев. Были выделены на то, чтобы отреставрировать здание, чтобы расселить здесь живущих людей. Это был очень долгий и сложный процесс».

Книга жизни Мясищева отныне открыта для всех. Так что же на ее страницах? Во время войны обвинения с Мясищева сняли, назначили главным конструктором сразу двух авиазаводов – в Казани и Москве. Полностью реабилитировали уже в 1955-м. Карьера пошла на взлёт. И только тогда появились модификации боевых машин с его инициалами. Бомбардировщики М4 и М3 – стояли на вооружении 35 лет до 1989 года. На них установлено 19 рекордов мира!

Он мечтал о создании сверхзвуковых пассажирских самолётов, о ядерном двигателе для бомбардировщиков. Не все свои идеи Мясищев успел реализовать, зато воплотилась задумка ефремовцев – сохранить о нем. В самом центре города появился сквер его имени и бомбардировщик, устремлённый в небо.

Надежда Долгих

Ещё больше новостей – в официальном Дзен-канале тульских «Вестей». Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий.
Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2022-09-29