Утром 10 октября длина пробок в Туле составила 12 километров

Ждать ли роста цен на автомобили? Брать ли кредит? Интервью с автоэкспертом

Какова сейчас ситуация на рынке автокредитования? Как изменился спрос на автокредиты в Тульской области? Какие марки и модели чаще всего выбирают жители региона? Эти и другие вопросы мы адресовали руководителю центра развития автобизнеса «Открытие Авто» в Туле Артему Скоркину.

– Какие ключевые изменения произошли этим летом на авторынке?

для российского автомобильного рынка прошло по восходящей. Но небольшой рост в течение июня-августа не помог преодолеть разрыв с прошлым годом – показатели объема продаж в этом году, по-прежнему отстают. С начала года было продано всего около 440 тысяч новых автомобилей, чуть больше 40% от объема аналогичного периода 2021 года. При этом в августе 2022 года продажи новых автомобилей показали пока лучший результат с момента начала кризиса – около 42 тыс. машин.
Подъем продаж летом обеспечили восстановление бизнеса по бренду LADA, возобновление программы льготного автокредитования и относительно уверенные продажи китайских машин. Треть объема проданных в августе новых автомобилей составили машины LADA: стартовал выпуск упрощенных версий Lada Niva и Granta, возобновилось производство Lada Niva Travel, а к концу месяца все производство АвтоВАЗ вернулось к полной рабочей неделе. Одновременно тольяттинский автогигант продолжает возвращать в свои модели опции, от которых пришлось отказаться ранее. Подушки безопасности, кондиционер, ЭРА-ГЛОНАСС и другой функционал должны способствовать росту спроса на Lada.
Китайские бренды заняли уже четверть рынка, благодаря отсутствию конкуренции, быстро налаженным поставкам китайских машин в дилерскую сеть и активному пополнению чайна-марками автопарков каршеринговых сервисов. Доля рынка китайских машин может со временем стать еще больше за счет коллаборации с иранскими автопроизводителями, у которых все шансы стать крепкой альтернативой «народным» маркам в доступном сегменте, главным образом, АвтоВАЗу. Не исключено, что часть китайских моделей будут пересобирать в России под иранскими названиями. Фактически, иранцы получат долю российского авторынка за счет машин из Поднебесной с целью обхода санкций.
Корейские автопроизводители пока остаются в тройке лидеров рынка, но их доля уже снизилась и составляет теперь только пятую часть рынка.
Более 20 зарубежных брендов прекратили поставки в Россию или остановили местное производство после начала специальной военной операции на Украине, поэтому с марта ассортимент представленных в России марок новых автомобилей колоссально сузился. Сейчас, помимо национальных автопроизводителей, сборку машин в России продолжают китайская Haval в Туле и «Автотор» в Калининграде. Официальный рынок других иностранных моделей продолжает сжиматься. Чтобы растянуть складские остатки, дилеры продают их по заградительным ценам.

Ждать ли роста цен на автомобили? Брать ли кредит? Интервью с автоэкспертом

Ожидалось, что остроту дефицита на рынке новых авто со временем немного смягчит схема параллельного импорта. Но пока прошло мало времени с момента начала ее использования – часть ограничений для юрлиц были сняты в середине июля. Ряд нерешенных проблем остался, и пока неясно, будет ли объем поставок достаточным, чтобы заместить ушедшие бренды. Оценивая эффективность параллельного импорта в вопросе снижения дефицита новых автомобилей, стоит учитывать, что поставлять в Россию по «серым» схемам относительно дешевые (за 1,5-1,6 млн рублей) любых марок невыгодно. Пока при помощи этой схемы в страну ввозят 2-3 тысячи премиум автомобилей в месяц. Этот объем не может конкурировать с масштабами централизованных поставок, тем более автомобилей массовых моделей.
Ассортимент до конца года, скорее всего, не станет разнообразнее: россиянам придется выбирать новую машину, среди отечественных, китайских и корейских марок, или искать вариант в сегменте автомобилей с пробегом.

– Какова сейчас ситуация на рынке автокредитования? Как изменился спрос на автокредиты в Тульской области летом 2022 года?

– Ставки по автокредитам стабилизировались, цены на перестали скачкообразно расти, и на этом фоне стали расти спрос и выдачи в сегменте автокредитования. В Тульской области объем выдач постепенно увеличивается с мая этого года. Лучшим летним месяцем оказался июль – объем выдачи в середине лета на 70% превысил февральские показатели, когда рынок был в ажиотаже. Если сравнивать 2022 года и лето прошлого года, то в этом году сезон более «урожайный», объем выдачи на 60% больше, чем я в июне-августе 2021 года. Но по количеству летом 2022 года выдачи отстают от прошлого на 19%.
Основной драйвер роста рынка автокредитования сегодня, это программы субсидирования. Государственная подтолкнула к росту объемы кредитования отечественных марок (LADA, ВИС, ГАЗ и УАЗ). Так, Минпромторг запустил несколько программ для разных категорий заемщиков, по которым в нашем банке можно получить скидку до 20% от стоимости автомобиля (для жителей Дальнего Востока скидка больше) и оформить кредит по ставке от 8,2% годовых.
Прямые программы субсидирования от автопроизводителей стимулируют продажи оставшихся в России зарубежных марок. В частности, большой рост продаж показывают авто марки HAVAL с субсидией автопроизводителя. Второй по значимости катализатор рынка автокредитования, по-прежнему, подержанные автомобили. Объемы продаж автокредитов в сегменте авто с пробегом вернулись на рынке к уровням 2021 года. По данным FRG, на три выданных кредита на новые авто сегодня приходится два на авто с пробегом. В Тульской области летом этого года на кредиты на подержанные пришлось 63% выданных автокредитов.

– Какие марки и модели были популярны у жителей Тульской области при покупке в кредит летом 2022 года?

– В сегменте новых автомобилей в топ-3 популярных марок летом вошли KIA, HYUNDAI, CHERY. Для сравнения, в прошлом году, китайских марок в этом рейтинге не было, третью строчку летом 2021 года занимал NISSAN. Среди моделей летом этого года были популярны – SKODA Rapid, KIA Rio и CHERY Tiggo 7 PRO.
Предпочтения туляков в сегменте подержанных автомобилей незначительно отличались от топ-3 на рынке новых машин. Так, топ-3 марок среди подержанных автомобилей, который жители области покупали летом в кредит, составили KIA, HYUNDAI и NISSAN. Среди моделей, которые пользовались наибольшим спросом в этом сегменте, оказались KIA Rio, HYUNDAI Creta и NISSAN X-Trail.

– Какой средний чек по автокредитам в регионе? Какой у вас прогноз по его динамике в ближайшее время?

– После весеннего затишья в июне средний чек выданных автокредитов вновь снизился, упав ниже уровня осени прошлого года. Некоторое снижение этого показателя фиксировалось на фоне восстановления автокредитования в апреле-июле по отношению к сложному марту. Снижение среднего чека обусловлено несколькими факторами: стабилизацией цен на автомобили, более консервативной политикой банков, аккуратно устанавливающих кредитные лимиты, а также возобновлением программы льготного автокредитования, которая распространяется только на новые отечественного производства, цена на которые несколько ниже импортных. Так, средний чек на покупку нового автомобиля в августе этого года в Тульской области составил 2,5 млн рублей, в сегменте авто с пробегом та же динамика – 1,3 млн рублей.

– Что станет со ставками по автокредитам?

– По мере дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики кредитные ставки будут снижаться. С апреля шесть раз снижал ключевую ставку, сейчас она составляет 7,5%. Вслед за изменением ключевой ставки, розничные банки корректируют ставки по автокредитам. В частности, «Открытие Авто» уже несколько раз снижал ставки на покупку авто, делая их все более привлекательными для своих клиентов: сейчас в банке можно оформить автокредит по ставке от 8,2% годовых в рублях.

– Прокомментируйте ситуацию на рынке новых автомобилей: ждать ли роста цен на авто? Стоит ли покупать автомобиль или подождать?

– До устранения дефицита новых автомобилей еще далеко, пока он только усиливается, а цены, несмотря на стабилизацию, остаются слишком высокими для большинства покупателей. Авторитейл живет с ценниками на 20-60% выше, чем в начале текущего года.
В связи с тем, что цены на многие модели находятся на заградительном уровне, традиционного осеннего подорожания автомобилей в этом году, скорее всего, не будет. Но и снижения цен ждать тоже не стоит, потому что ему препятствует дефицит новых автомобилей на рынке. Доступность новых машин может увеличиться точечно. Например, китайские марки нашли «потолок» спроса в прежние месяцы, поэтому, скорее всего, какое-то время не будут повышать цены. Плюс, дилеры, чье финансовое состояние требует пополнения оборотных средств, могут чаще идти на уступки клиентам, снижая маржинальность сделок. Положительную роль в снижении конечных розничных цен может сыграть и увеличение конкуренции в сегменте китайских машин.

Вести-Тула

Ещё больше новостей – в официальном Дзен-канале тульских «Вестей». Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий.
Сделай мир немного ярче – поделись статьёй с друзьями!
2022-09-25